Сургут в рейтингах

 

Кредитный рейтинг города Сургута

 

Информация о рейтинге

Мы ожидаем, что в ближайшие три года российский город Сургут будет поддерживать «умеренные» финансовые показатели, что обусловит «очень низкий» уровень долговой нагрузки и «очень сильные» показатели ликвидности.

В связи с этим мы подтверждаем долгосрочный кредитный рейтинг Сургута на уровне «BB+» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAA+».

12 февраля 2016 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила рейтинги Сургута: долгосрочный кредитный рейтинг «ВВ+» и рейтинг по национальной шкале «ruAA+».

 

ОБОСНОВАНИЕ

Долгосрочный рейтинг Сургута ограничен уровнем рейтингов Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте (ВВ+/Негативный/В). Мы полагаем, что Cургут не отвечает критериям, в соответствии с которыми мы можем присваивать региональному или местному органу власти (РМОВ) рейтинги выше уровня рейтингов суверенного правительства (см. статьи «Присвоение корпоративным эмитентам и региональным и местным органам власти рейтингов на уровне выше суверенных:

Методология и допущения» от 19 ноября 2013 г. и «Методология присвоения рейтингов региональным и местным органам власти разных стран мира, за исключением США» от 15 декабря 2014 г. в RatingsDirect).

Учитывая позитивные факторы, влияющие на кредитоспособность Сургута, и в соответствии с нашими критериями, мы оценивали характеристики собственной кредитоспособности города (stand-alone credit profile — SACP) на уровне «bbb-». Оценка SACP не является рейтингом, это лишь средство оценки собственной кредитоспособности региональных и местных органов власти (РМОВ) без учета верхнего предела, задаваемого суверенным рейтингом.

Оценка SACP Сургута поддерживалась «умеренными» финансовыми показателями, обусловленными «сильными» финансовыми результатами, которые мы корректируем с учетом волатильности, а также «очень низким» уровнем долговой нагрузки, «очень сильными» показателями ликвидности и «очень низким» уровнем условных обязательств. Вместе с тем негативное влияние на уровень SACP Сургута оказывала российская система региональных (муниципальных) финансов, которую мы оцениваем как «неустойчивую и несбалансированную», а также «низкая» финансовая гибкость и предсказуемость и «слабая» экономика города. По уровню благосостояния Сургут значительно опережает большинство российских РМОВ с аналогичным уровнем рейтингов, однако его экономика характеризуется ограниченными перспективами роста и зависимостью налоговой базы от волатильной нефтяной отрасли. Мы оценивали качество управления финансами города как «удовлетворительное» (с точки зрения оценки SACP), отмечая, что по этому показателю Сургут превосходит большинство российских РМОВ.

Кроме того, мы полагали, что негативное влияние на оценку SACP Сургута оказывала его высокая зависимость от бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО — Югра).

Показатели благосостояния Сургута выше средних показателей российских регионов благодаря нефтедобыче в регионе. Вместе с тем концентрация экономики и налоговой базы города на нефтяной отрасли подвергает доходы бюджета рискам, связанным с волатильностью этой отрасли. На долю одной из крупнейших российских нефтедобывающих компаний ОАО «Сургутнефтегаз» приходится около 15% занятого населения и более 35% налоговых доходов бюджета города, которые поступают главным образом в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ), уплачиваемого работниками компании. Вместе с тем, по нашим прогнозам, темпы роста экономики города будут ограничены в сравнении с темпами роста аналогичных РМОВ из-за постепенного истощения нефтяных месторождений, которое негативно скажется на объемах нефтедобычи.

По нашему мнению, негативное влияние на финансовую гибкость Сургута оказывает зависимость города от решений федерального правительства и правительства ХМАО — Югры в отношении доходов и расходных полномочий муниципальных образований.

Около 90% совокупных доходов не регулируются городом, а предсказуемость решений органов власти (правительств ХМАО — Югры и Российской Федерации) ограничена. Регион предоставляет Сургуту часть поступлений по НДФЛ сверх нормы, установленной федеральным законодательством. Эта доля была определена в годовом бюджете ХМАО — Югры и составляла более 50% текущих доходов города от НДФЛ. Если финансовые показатели ХМАО — Югры будут непрерывно ухудшаться, то правительство округа может сократить долю дополнительных перечислений, что ограничит доходы бюджета города.

Мы полагаем, что в среднесрочной перспективе финансовые показатели Сургута, вероятнее всего, останутся «умеренными» в международном контексте. В нашем сценарии учитывается традиционно взвешенная политика в отношении расходов, которая позволит городу и в дальнейшем демонстрировать сильные текущие показатели на уровне примерно 6,5% текущих доходов в 2016-2018 гг. Вместе с тем эти показатели будут немного ниже очень высоких результатов 2015 г., когда текущий профицит составил 13,8% на фоне значительного объема перечислений от ХМАО — Югры (рост составил 35% по сравнению с предыдущим годом), ставших возможными из-за значительного обесценения рубля в конце 2014 г. и в 2015 г. Поэтому в нашей оценке мы учитываем потенциальную волатильность показателей города, связанную с низкой прозрачностью политики ХМАО — Югры в отношении распределения налогов и перечислений из регионального бюджета.

Мы также полагаем, что благодаря софинансированию и прямым инвестициям в инфраструктуру города из вышестоящих бюджетов Сургут сможет поддерживать такой баланс с учетом капитальных расходов, который выразится лишь в небольшом дефиците — около 3,6% совокупных доходов в 2016-2018 гг., который, однако, превысит дефицит, наблюдавшийся в 2013-2015 гг. (в среднем 2,8%). Мы считаем, что благодаря более высокому, чем в среднем по России, качеству инфраструктуры Сургут в случае необходимости, вероятно, сможет сократить финансирование программы капитальных расходов (менее 10% совокупных расходов бюджета).

В рамках нашего базового сценария мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе Сургут если и будет привлекать заимствования, то лишь в небольшом объеме, а его полный долг останется очень низким. По нашим прогнозам, до конца 2018 г. он не превысит 15% полных текущих доходов. Полный долг будет состоять главным образом из среднесрочных банковских кредитов, которые имеют плавный график погашения. Кроме того, в состав полного долга мы включаем гарантии, выданные городом для реализации проектов в сфере водоснабжения и канализации, строительства жилья, а также небольшой долг муниципальных предприятий. Мы оцениваем уровень условных обязательств Сургута как очень низкий ввиду его незначительной вовлеченности в экономику края.

Мы оцениваем качество управления финансами Сургута как «удовлетворительное» с точки зрения его кредитоспособности в международном контексте. По нашему мнению, администрация Сургута традиционно придерживается взвешенной финансовой политики и осуществляет жесткий контроль за расходами. Мы также отмечаем более взвешенную политику заимствований и управления ликвидностью в сравнении с большинством российских РМОВ.

ЛИКВИДНОСТЬ

Мы оцениваем показатели ликвидности Сургута как «очень сильные». Наша оценка определяется очень высоким коэффициентом покрытия расходов на обслуживание и погашение долга и ограниченным доступом к источникам внешней ликвидности. Мы ожидаем, что средний уровень свободных остатков денежных средств на счетах города (за вычетом дефицита после капитальных расходов) превысит очень низкие расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств в ближайшие 12 месяцев более чем в шесть раз.

За прошедшие 12 месяцев уровень свободных остатков на счетах города составлял в среднем 1,6 млрд руб. (около 22,5 млн долл.). Мы ожидаем, что в 2016 г. средний уровень свободных остатков денежных средств с учетом прогнозируемого дефицита будет существенно превышать уровень расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств города (около 200 млн руб.). В нашей оценке показателей ликвидности Сургута мы также учитываем значительную способность города генерировать денежный поток благодаря высокому прогнозируемому текущему балансу в ближайшие годы.

 

Кредитный рейтинг города за 2003-2016 годы

Год (месяц) публикации

Рейтинг в иностранной валюте

Рейтинг по национальной шкале

Прогноз

Оценка собственной кредитоспособности Сургута

2003

уровень В

ruA-

Стабильный

 

2004

уровень В

ruA

Позитивный

 

2005

уровень ВВ-

ruAA-

Стабильный

 

2006

уровень ВВ-

ruAA-

Стабильный

 

2007

уровень ВВ-

ruAA-

Стабильный

 

2008

уровень ВВ-

ruAA-

Стабильный

 

2009

уровень ВВ-

ruAA-

Стабильный

 

2010

уровень ВВ

ruAA

Позитивный

 

2011

уровень ВВ+

ruAA+

Стабильный

 

2012

уровень ВВ+

ruAA+

Стабильный

 

2013*(сентябрь)

уровень ВВ+

ruAA+

Стабильный

 

2013

уровень ВВ+

ruAA+

Стабильный

 

2014 (июль)

уровень ВВВ-

ruAAА

Негативный

 

2014 (август)

уровень ВВВ-

ruAAА

Негативный

 

2015 (февраль)

уровень ВВ+

ruAA+

Негативный

уровень ВВВ-

2016 (февраль)

уровень ВВ+

ruAA+

 

уровень ВВВ-

 

3
1
2
0