Инвестиционное послание Главы города Сургута на 2025 год
Сургут – крупнейший муниципалитет Югры, промышленный центр региона, Тюменской области, один из главных центров нефтедобывающей промышленности России. Его называют столицей нефтяного края, индустриальным и энергетическим сердцем Севера.
При этом Сургут является культурным, медицинским, образовательным, инновационным, торговым центром региона, городом с высоким экономическим потенциалом и локомотивом городской агломерации Сургут-Нефтеюганск.
Наш город является центром реализации крупных инвестиционных проектов.
Сургут – один из первых русских городов в Сибири. Он был основан в 1594 году и на сегодня является самым крупным по численности населения муниципальным образованием в округе. В 2024 году городу исполнилось 430 лет. Символично, что в этот год население Сургута достигло 430 тысяч жителей. Мы ежегодно прирастаем в среднем на 10 тысяч сургутян. При этом каждый третий горожанин из числа молодёжи. Город растёт, и его жители предъявляют высокие требования к городской среде, общественной активности города, качеству жизни и труда.
Сургут продолжает укреплять социально-экономическую стабильность. Стабильно растёт инвестиционная активность, в том числе на фоне государственных мер поддержки, направленных на покрытие возможных рисков предпринимателей, а также реализации крупных федеральных проектов, прежде всего, в транспортно-логистическом комплексе. За отчётный период объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования по крупным и средним организациям по предварительным данным составил 68,2 млрд рублей, что выше уровня 2023 года на 10,7 %.
Промышленное производство является ведущим фактором экономической стабильности и занимает более 80 % в совокупном объёме валового продукта города по крупным и средним предприятиям. В 2024 году объём отгруженной продукции, выполненных работ и услуг по крупным и средним промышленным предприятиям составил 934,4 млрд рублей.
Наблюдается стабильная положительная динамика в развитии малого и среднего бизнеса. Свою деятельность в городе осуществляют около 20,5 тысячи организаций и индивидуальных предпринимателей, или 32 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составил 293,6 млрд рублей.
Оборот розничной торговли в 2024 году возрос на 15,6 %, оборот общественного питания – на 19,9 %, объём платных услуг населению – на 3,9 %. Рынок товаров и услуг города, несмотря на сжатие в кризисные периоды, остаётся самым ёмким на территории округа. В городе сосредоточено около 35 % торговых площадей округа, обеспеченность жителей города по этому показателю превышает среднеокружной уровень в 1,4 раза.
Город является лидером в округе как по общему объёму поступлений налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства (30,4 %), так и по численности занятых в малом и среднем бизнесе (35 %). В бюджет города в виде налогов предпринимателей в 2024 году поступило 3,4 млрд рублей.
Численность занятых в малом и среднем бизнесе возросла к уровню 2023 года на 12,3 % до 95,4 тыс. человек, их доля в общей численности занятых в экономике достигла 45,9 % (2023 – 40,8 %).
Ежегодно на 4-6 % растёт количество малых и средних предприятий в городе. Вновь созданные субъекты малого предпринимательства в основном осуществляют деятельность в сфере торговли, строительства и предоставления услуг населению, вместе с тем активно создаются производственные, инновационные проекты, проекты в социальной сфере.
В условиях геополитической напряжённости и ужесточения контроля за соблюдением санкционных ограничений, на всех уровнях власти продолжили реализовывать меры в целях оказания поддержки предпринимателям, инвесторам, а также создания условий для развития экономики.
В целях стабилизации ситуации осуществлён комплекс мер по поддержке бизнеса в целом и отдельных его направлений, мероприятия национального проекта в сфере малого и среднего предпринимательства, государственных и муниципальных программ.
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в виде субсидий по совокупности оцениваются в сумму более 500 миллионов рублей в год.
Сургут отмечен на федеральном уровне по разным направлениям и ежегодно занимает лидирующие позиции по различным социально-экономическим показателям.
В 2024 году Сургут занял первую строчку российского рейтинга городов по уровню развития государственно-частного партнёрства, проводимого Национальным центром государственно-частного партнерства и ВЭБ.РФ, среди 208 городов России. Высоко оценен управленческий опыт муниципальной команды, а также институциональные условия, созданные для привлечения частных инвестиций в городскую инфраструктуру. На территории города реализуется более 100 проектов МЧП: концессионные соглашения, контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, инвестиционные договоры, договоры комплексного развития территории, а первая в стране школа по концессии была построена в Сургуте.
В 2024 году в числе первых в России был принят единый документ градостроительного планирования, первым в Югре наш город начал реализацию программы комплексного развития территории. Мы понимаем, что КРТ это не просто стройка, а серьёзный, долгосрочный инвестпроект, в котором главную выгоду получают сургутяне.
В 2024 году Сургут стал финалистом федерального конкурса объектов социальной инфраструктуры «МАРТ», организованный Комитетом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению и Негосударственным институтом развития «ТРАНСПРОЕКТ». В финале отметили проект по созданию школы на 1 500 ученических мест в 20А микрорайоне.
Сургут – победитель конкурса лучших практик межмуниципального взаимодействия в номинации «Градостроительная политика, ЖКХ, экология» в рамках VIII Общероссийского форума стратегического развития «Города России: локомотивы роста». Город представил муниципальную практику «Развитие агломерации».
В 2024 году Сургут также признан победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», в том числе в номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах».
Город Сургут 11 лет подряд удерживает свои позиции в наивысшей оценке «Национальный рейтинг прозрачности закупок». В 2024 году наш город среди 87 крупнейших муниципальных образований занял вторую позицию. Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром, специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок
В 2024 году Сургут вошел в ТОП-20 городов ESG-индекса ВЭБ и «Сбера». Рейтинг составлен «Сбером» и ВЭБ.РФ и выявил лидеров среди 250 городов и 85 субъектов России. В основе расчета лежат данные «Индекса качества жизни в городах России» ВЭБ.РФ, а также ESG-рэнкинга субъектов Российской Федерации «Сбера».
Ежегодно Минстрой рассчитывает индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов». В прошлом году по результатам реализации ведомственного проекта «Умный город» Сургут занял 7-е место в категории «Крупные города» и попал в десятку лучших городов России с численностью населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Мы стремительно движемся вперед, реализуем внедрение системы «умного города». Цифровая модель развития города уже интегрирована в нашу жизнь. Тысячи камер на улицах Сургута обеспечивают нашу безопасность, сотни камер с функцией распознавания лиц и выводом на центральный пульт охраны, гарантируют спокойствие наших детей в школах.
Сургут – это во многом уникальный российский город со своим обликом, характером и образом жизни.
Город, заложенный четыре века назад и преображённый за нескольких последних десятилетий трудом прибывших сюда людей, может служить символом современного сибирского Севера, края сурового, но богатого и быстро развивающегося.
Достижения – это не только повод для гордости за Сургут, но и новые задачи. Мы не должны снижать планку по указанным направлениям, стремимся улучшать показатели по остальным сферам.
Можно ещё долго перечислять проекты, за которые мы смело берёмся первыми. Мы не боимся трудностей, готовы преодолевать препятствия.
Сургут – ежегодно ставит рекорды по объему городского бюджета. За 5 лет он вырос почти вдвое. Если в 2020 году бюджет составлял около 31 млрд рублей, то на этот год мы утвердили следующую рекордную цифру: 51 миллиард рублей.
Участие города и его позиции в различных рейтингах подтверждают как высокий потенциал города для привлечения внебюджетных инвестиций, так и выбранную стратегию в данном направлении.
Важнейшее событие конца 2023 и 2024 гг. – корректировка Стратегии социально-экономического развития города и утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования города. Мы с вами комплексно подошли к стратегическому планированию города. Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования взаимосвязан со Стратегией развития города.
Стратегическими целями развития являются улучшение инвестиционного климата с учётом градостроительных и социальных приоритетов, а также увеличение объема частных инвестиций в инфраструктурные отрасли. Большая часть мероприятий для достижения задач Стратегии города не может быть выполнена без участия бизнеса. Реализация флагманских проектов позволит раскрыть потенциал города, приумножить накопленный опыт, определить точки роста по разным направлениям.
Стратегия города, синхронизированная с единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования, является базой для планирования и реализации крупных проектов на территории города.
Наши амбициозные цели, которые легли в основу Стратегии, требуют усиления работы по направлению взаимодействия бизнеса и власти.
На территории города реализуются и планируются к реализации крупные инвестиционные проекты в различных сферах деятельности. Это 16 проектов общим объёмом более 190 млрд рублей.
Флагманами экономического развития города станут инвестиционные проекты: создание инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИ ПАРК», строительство второго моста через реку Обь, реконструкция железнодорожного вокзала в городе Сургуте, создание «Сургутского транспортно-логистического комплекса».
Одна из ключевых отраслей, которая требует развития в Сургуте – это транспортно-логистический кластер. Мы будем строить много новых дорог в этом году и строим амбициозные планы с окружными властями на ближайшие три года.
Протяжённость улично-дорожной сети сейчас насчитывает 276,5 км. В партнерстве с Правительством автономного округа работаем над обновлением транспортного каркаса города. Это возведение упомянутого второго моста через Обь, развитие общественного транспорта, создание транспортно-пересадочного узла в районе железнодорожного вокзала, строительство до 2044 года более 120 км дорог, в том числе 11 участков дорог в 2025-2027 годах.
В результате реализации федеральных проектов по созданию транспортных коридоров, город станет важным транспортно-логистическим кластером (узлом) национального значения.
Изменения дадут новый импульс развитию бизнеса в городе и притоку инвестиций. Более того, открываются возможности для развития проектов придорожного сервиса.
Инновационный научно-технологический центр «ЮНИТИ ПАРК» – важный не только для Сургута проект. «ЮНИТИ ПАРК» – это объекты науки и образования (университет, технопарк, центр высоких биомедицинских технологий (геномная лаборатория), коммерческого и социально-культурного назначения, жилья. Проект реализуется во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина. Инвестиционная ёмкость – 94 млрд рублей. Срок реализации проекта – 12 лет.
При поддержке Правительства региона город взял на себя обязательства по реализации десяти объектов на территории Центра. Продолжаем возводить магистральную дорогу, которая соединит территорию будущего НТЦ с улицами Энгельса и Никольской, набережную и инженерные сети.
Важно сказать про инновационный потенциал города.
Как отметил в своем послании к жителям Губернатор ХМАО-Югры Р.Н. Кухарук, автономный округ по результатам рейтинга инновационного развития субъектов РФ среди «антилидеров» по активности в сфере инноваций и результативности инновационной деятельности, и для исправления ситуации требуется детальное изучение сложившейся ситуации, открытый диалог с участниками этой сферы и комплексные решения.
В Сургуте 2024 году внедрён муниципальный инновационный стандарт, рекомендованный Советом при Правительстве ХМАО-Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в ХМАО-Югре и Советом по развитию малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре и Комитета по проектному управлению и мониторингу социально-экономического развития ХМАО-Югры.
Городом выполнены все рекомендованные требования для полноценной реализации системы поддержки новых инновационных проектов. Считаю необходимым занимать самую активную позицию в данном направлении. Площадкой для диалога и формирования предложений по реализации научно-технологических решений станет Совет по развитию инновационного потенциала города.
Реализация флагманского проекта города «Научно-технологический кластер национального значения» безусловно будет способствовать развитию данного направления.
Высокий промышленный, производственный и инновационный потенциал требует инфраструктурных условий.
В рамках работы над Стратегией города и единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования Сургута были выявлены территориальные резервы и потенциал производственных зон.
Стратегией города в качестве одного из флагманских проектов определён проект по ревитализации промышленных зон в восточной и северной производственных зонах города. Проект с огромным потенциалом и возможными точками роста. В данном направлении предстоит много работы. В 2025 году необходимо завершить инвентаризацию земельных участков обозначенных производственных зон для дальнейшей проработки механизмов по вовлечению земель в оборот, развитию производственных и инновационных направлений, формированию инвестиционных площадок и предложений для бизнеса.
Одним из главных инструментов в градостроительстве становится комплексное развитие территорий. При подготовке проекта важно найти точный баланс между интересами застройщика и города.
Сегодня в городе реализуются проекты в части мкр. 1, 2, в прошлом году заключен договор о комплексном развитии территории на месте бывшего совхоза «Северный».
Проект застройки ядра (район пересечения улиц Ленина и Университетской) - центра Сургута – один из трех, обсуждавшихся на градостроительном совете при Губернаторе автономного округа прошлым летом.
В обязательствах застройщика планируется благоустройство территории Саймы, строительство объектов образования, детского сада. Также запланирован снос станции Юных натуралистов и строительство театра «Петрушка».
Ожидаю, что в ближайшие 15 лет этот район приобретет новый облик, как и другие территории.
Проект КРТ в мкр. 27а (рядом с КСК «Геолог») тоже дорабатывается. В обязательства инвестора будет заложено обеспечение квартала детским садом под ключ с безвозмездной передачей муниципалитету, формирование земельного участка под школу и подготовку проектно-сметной документации.
В поселке Юность землю под застройку уже расчистили. На этой территории планируем комплексное развитие незастроенной территории. Обязательства для застройщика будут повышенные, так как нет необходимости в сносе и переселении. Инвестору необходимо создать часть инженерной инфраструктуры и объект образования с безвозмездной передачей объекта городу.
Имеется большая потребность жителей в формировании комфортной городской среды, поэтому мы уделяем больше внимание обустройству общественных пространств. В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2024 году город прирос четырьмя скверами и парками.
Активно участвуют в преображении Сургута и сами сургутяне. В 2024 году реализовано 17 инициативных проектов на сумму 72,5 млн рублей. Это рекордное количество по сравнению с предыдущими годами. В 2021 году мы начали с двух проектов.
Поэтому считаю необходимым усилить работу, направленную на поиск оптимальных решений по созданию нового парка культуры и отдыха. Необходимо провести анализ излюбленных мест посещения горожанами и сформировать предложения по оптимизации и легализации существующих пространств и созданию новых, сформировать инвестиционные предложения по созданию новых рекреационных пространств с учётом имеющегося запроса жителей города и инвестиционного потенциала территории.
Описанные механизмы призваны развивать город, улучшать социально-экономические показатели и, что важнее всего, позитивно влиять на жизнь горожан. Город безусловно станет и более привлекательным для гостей. Созданные условия будут способствовать развитию индустрии гостеприимства.
Не только в России, но и далеко за её пределами Югра известна традициями коренных народов – от духовных до гастрономических, высокими стандартами медицинских учреждений и высочайшим профессионализмов врачей Югры, промышленным потенциалом. Вместе с тем высокое внимание к сектору креативных индустрий выявило большой потенциал местных товаропроизводителей и творческих людей. Консолидация усилий в части выявления и поддержки таких проектов будет способствовать развитию сектора экономики и взращиванию успешных бизнес-проектов.
На 27-й окружной выставке-ярмарке «Товары земли Югорской» город получил наибольшее количество наград и стал абсолютным лидером среди муниципальных образований округа. Местные товаропроизводители – это не только социально-экономические перспективы для города, но имиджевый потенциал продвижения территории, повод для гордости сургутян.
Значительное влияние на привлечение частных инвестиций в экономику города оказывает существующая система мер, в том числе, муниципальной поддержки инвесторов.
Для реализации проектов на территории города сформирована необходимая организационная инфраструктура, нормативная база и система взаимодействия с бизнесом по принципу «одного окна», направленные на создание благоприятных условий для работы с инвесторами, основанные на принципах открытости и прозрачности, готовности оказывать поддержку проектам.
Для этих целей разработаны специальные меры поддержки, в числе которых понижающие коэффициенты для расчёта арендной платы за муниципальные земельные участки при реализации проектов на основании концессионных соглашений и соглашений муниципально-частного партнерства, для расчёта платы за снос зеленых насаждений по сферам реализации инвестиционных проектов, полное освобождение от платы за снос зеленых насаждений при производстве работ по созданию или реконструкции объектов образования, культуры, физической культуры и спорта, отдыха и туризма, молодёжной политики в рамках концессионных соглашений, соглашений о муниципально-частном партнёрстве. Постоянно действует программа по компенсации затрат предпринимателям, реализующим проекты в сфере производства, информационных технологий, туризма, в социальной сфере.
В рамках практики «пакетного подхода» при реализации каждого инвестиционного проекта формируется пакет предложений по мерам поддержки как на местном уровне, так и на региональном уровне, что позволяет учесть и воспользоваться возможностями для бизнеса, повысив показатели реализации инвестиционного проекта.
Несмотря на сохраняющиеся внешние ограничения, ужесточения кредитно-денежной политики, экономика города продолжает функционировать в условиях усиливающихся экономических ограничений, предприятия города продолжают развивать производства, перестраивают логистику и рынки сбыта, сохраняют инвестиционную активность, реализуя инвестиционные проекты.
Рынок растёт, появляется больший запрос от жителей на комфортную среду, разнообразие и качество товаров и услуг. И нам важно совместно работать на обеспечение разнообразия и доступности товаров и услуг, а также неизменно повышать качество.
Необходимо усилить работу по поиску оптимальных решений взаимодействия бизнеса и власти, учитывая необходимость перенастройки работы в целях адаптации бизнеса к изменяющимся условиям.
Учитывая вклад предпринимателей в экономику города, одним из важнейших приоритетов города останется создание благоприятного инвестиционного климата и развитие бизнеса. Стратегической целью развития города является улучшение благоприятного инвестиционного климата с учетом градостроительных и социальных приоритетов, а также увеличение объема частных инвестиций в инфраструктурные отрасли.
Тем ценнее инициативы предпринимателей по реализации проектов для улучшения комфорта городской среды, повышения туристской и инвестиционной привлекательности Сургута. В числе перспективных начинаний: создание термальных источников, баз отдыха, парков и скверов, спорткомплексов, объектов придорожного сервиса, гостиниц, проекты промышленного производства, креативных индустрий.
Со времен купечества и до настоящего времени деятельность предпринимателей способствовала развитию и становлению нашего города, формированию новых связей и появлению новых видов предпринимательства. Один из исторических памятников города посвящён купцу Галактиону Степановичу Клепикову. Это и отсылка к истории города и дань уважения роли предпринимателей в развитии города.
Сегодня мы живём во времена больших перемен. Любые перемены требуют перенастройки как внешних, так и внутренних процессов, но главное, ориентированности команды на результат. У Сургута большой накопленный опыт лидерства, наследия первопроходцев, любящих свой город профессионалов.
Продолжая традиции, стремясь к новым победам, стремимся к единству целей и консолидации усилий в стремлении к ним.