Инвестиционное послание Администрации города на 2024 год

Инвестиционное послание Администрации города на 2024 год

Формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку инвестиций в интересах устойчивого социально-экономического развития города и создание условий для развития предпринимательства на территории города – одна из главных задач органов местного самоуправления.

Инвестиционная деятельность является важной составляющей экономической системы и играет огромную роль в функционировании всего города.

Инвестиционный климат территории определяется значимыми характеристиками – инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью.

От уровня инвестиционной активности зависит объем производства, структура экономики, занятость населения, доходы бюджета.

Ежегодно Администрацией города публикуется инвестиционное послание в целях подведения итогов прошедшего периода и определения основных приоритетов инвестиционной политики города на предстоящий год.

Подводя итоги 2023 года следует отметить:

- численность постоянного населения составляет 419,775 тысяч человек;

- численность экономически активного населения – 202,386 тыс. человек;

- численность занятых в экономике на территории города – 192,639 тыс. человек;

- численность занятых в малом и среднем предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых – 84,9 тыс. человек;

- среднесписочная численность работников крупных и средних организаций – 114,024 тыс. человек;

- доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике – 44,1 %;

- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в ценах соответствующих лет по крупным и средним организациям составил 49 223,1 млн. рублей;

- оборот малого бизнеса в ценах соответствующих лет – 236 918,2 млн. рублей;

- оборот розничной торговли в ценах соответствующих лет по крупным и средним организациям составил 94 543,6 млн. рублей.

- в 2023 году на реализацию 15 региональных проектов, направленных на реализацию 7 национальных проектов («Малое и вреднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Образование», «Культура», «Демография», «Жильё и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Экология») направлено 1,14 млрд. рублей, в том числе средства бюджета города – 0,36 млрд. рублей, средства регионального бюджета – 0,62 млрд. рублей, средства федерального бюджета – 0,16 млрд. рублей.

По итогам рейтинга инвестиционного климата муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействия развитию конкуренции по итогам 2022 года Сургут занял 6 место.

Национальным центром ГЧП и ВЭБ.РФ в 2023 году подведены итоги рейтинга городов России по уровню развития государственно-частного партнерства. В рамках исследования экспертную комплексную оценку эффективности привлечения частных инвестиций в городские проекты прошли 439 проектов из 204 городов России. Сургут третий год входит в тройку лидеров.

На территории города реализуются проекты в различных сферах деятельности, в том числе проекты:

- Создание инфраструктуры Научно-технологического центра в городе Сургуте

Продолжается реализация приоритетного регионального проекта, включенного как флагманский проект в Стратегию города, по созданию крупнейшего научно-технологического центра, включающего в себя объекты науки и образования (университет, технопарк, центр высоких биомедицинских технологий (геномная лаборатория), коммерческого и социально-культурного назначения, жилья.

Инвестиционная емкость проекта – 94 млрд. рублей.

Срок реализации проекта – 12 лет.

Количество запланированных к созданию новых рабочих мест – 5 600, из них 1 600 высокопроизводительных.

Администрацией города реализуются мероприятия по развитию инженерной и транспортной инфраструктур на территории, предусмотренной в рамках данного проекта. Это 11 объектов, в том числе 10 с привлечением средств инфраструктурного бюджетного кредита и софинансированием средств бюджета города (магистральный водовод; сети ливневой канализации; канализационная насосная станция с трубопроводами до КОС; магистральная улица на 3 участках; участок набережной протоки Кривуля; сети теплоснабжения; внутриквартальные сети электроснабжения; сети газоснабжения; сети водоснабжения; сети водоотведения).

В соответствии с концепцией научно-технологического центра в городе, первым создаваемым объектом запланирован центр высоких биомедицинских технологий.

В целях создания условий для реализации проекта  в эксплуатацию введен объект «Канализационная насосная станция с устройство трубопроводов до территории канализационно-очистных сооружений. Территория Поймы -2».

Завершены работы по строительству объекта «Сети ливневой канализации с локально-очистными сооружениями для существующих и перспективных объектов территорий Поймы-2, Пойма-3, кв. П-1, кв. П-1, кв. П-7, кв. П-8», магистрального водовода для нужд Поймы-2, научно-технологического центра и перспективной застройки.

- Комплексное развитие территории жилой застройки части микрорайонов 1, 2 города Сургута с учетом механизма «Югорский стандарт».

Заключены 2 договора о комплексном развитии территории в рамках которых предусмотрено строительство 2 многоквартирных домов (ориентировочная площадь 35 500 кв. м, не менее 480 квартир), расселению подлежат 4 дома, срок реализации – 5 лет и предусмотрено строительство 2 многоквартирных домов (ориентировочная площадь 35 500 кв. м, не менее 480 квартир), расселению подлежат 5 домов, срок реализации – 5 лет.

- Строительство второго моста через реку Обь

Инвестиционная емкость проекта – 65,2 млрд. рублей. Срок реализации проекта – 2023 – 2026 годы. Количество запланированных к созданию новых рабочих мест – около 10 тысяч.

Мост имеет стратегически важное значение как для Югры, так и для России в целом. Протяженность моста составит 1,8 километра, с учетом подходов более 45 километров.

- Реконструкция железнодорожного вокзала

Срок реализации проекта – до 2025 года.

Проект реализуется в рамках инвестиционного соглашения, подписанного в октябре 2021 года, между открытым акционерным обществом «Российские Железные Дороги» и Фондом развития Югры.

Здание вокзала снесено, идет подготовка площадки под строительство нового здания. Возведен и функционирует временный павильон железнодорожного вокзала, который будет выполнять функции вокзала в период реконструкции здания.

- Индустриальный парк – Югра

В сфере промышленности продолжается реализация инвестиционного проекта «Индустриальный парк – Югра», который является одним из значимых инвестиционных проектов города.

Предполагаемый объем инвестиций составит около 1,4 млрд. рублей. Количество запланированных к созданию новых рабочих мест – 820.

За время реализации проекта объем внебюджетных инвестиций, направленных на его реализацию составил 667,9 млн. рублей (без налога на добавленную стоимость). Создание проекта осуществляется поэтапно, в 3 очереди строительства. Введены в эксплуатацию две очереди индустриального парка - реконструированный производственный цех общей площадью 9 940 кв. метров, склад закрытого хранения общей площадью 4 989,7 кв. метров, газовая котельная 2 МВт, КТПН 2 МВт. В парке располагаются 17 резидентов, создано 270 рабочих мест, объем продукции/услуг резидентов – 530 млн. рублей.

В рамках третьей очереди создания Индустриального парка получено разрешение на строительство универсального производственного здания №1 общей площадью 1 475,67 кв. метров. Разрабатывается сметная документация по другим объектам проектирования.

- Создание производственного комплекса по выпуску фасонного металлопроката.

Инвестиционная емкость проекта – более 2,1 млрд. рублей. Количество запланированных к созданию новых рабочих мест – 352. Проектная мощность около 100 тыс. тонн в год. Объем налоговых поступлений к 2030 году в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составит 1,6 млрд. рублей.

В рамках реализации проекта 29.12.2022 заключено первое региональное соглашение о защите и поощрении капиталовложений, являющееся взаимовыгодным инструментом, дающим гарантию стабилизации условий деятельности и предоставляющее право возмещения инфраструктурных затрат.

Реализацию проекта осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Сургутский металлургический комплекс». Технологический цикл предполагает сбор и переработку металлолома, литье и выпуск готовой продукции. Продукция нового металлургического комплекса, а именно металлопрокат и арматура, будут востребованы как строительной отраслью города, так и автономного округа.

Объем инвестиций с начала проекта составил 1,157 млрд. рублей, создано более 90 рабочих мест.

Ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции производственных зданий под создание прокатного производства, под блок водоподготовки оборотного технологического цикла охлаждающей воды. Построено здание для криогенной воздухоразделительной установки по производству жидкого кислорода и азота с резервуарным парком хранения продуктов разделения воздуха.

Во 2 квартале 2024 года планируется проведение горячего испытания.

- Строительство рыборазводного завода

Одним из проектов сферы промышленности, сопровождаемых по принципу «одного окна» является «Строительство рыборазводного завода», в рамках реализации которого планируется строительство инкубационного, перерабатывающего цехов, рыборазводных прудов для целей искусственного воспроизводства ценных видов промысловых рыб пеляди, муксуна, стерляди и т.п.

Плановый объем инвестиций составляет 350 млн. рублей, плановое количество вновь созданных рабочих мест - не менее 30.

В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» в составе национального проекта «Образование» по механизму реализации приобретение объекта в муниципальную собственность за счет средств инвестора завершено строительство школы в микрорайоне 42 мощностью на 900 учащихся.

С использованием механизма концессионного соглашения, с привлечением  субсидии Министерства просвещения Российской Федерации, продолжается строительство средней общеобразовательной школы на 1500 мест в микрорайоне 20А, срок завершения – конец 2024 года.

Также реализуются концессионные соглашения в отношении объектов образования в микрорайонах 39, 5А.

Город участвует в реализации регионального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография».

Создание условий, обеспечивающих возможность горожанам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом является одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации. В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие физической культуры и спорта» в целях повышения уровня обеспеченности города спортивными сооружениями реализуются 4 концессионных соглашения по созданию 5 спортивных объектов, три из которых реализуются с привлечением средств федеральных бюджетных кредитов:

- «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в микрорайоне А в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», строительная готовность 18%;

- «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом и дворец боевых искусств в микрорайоне 30А в муниципальном образовании городской округ Сургут в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», этап – проектирование;

- «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в микрорайоне Хоззона (по ул. Маяковского) в муниципальном образовании городской округ Сургут в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, строительная готовность 13%.

- «Спортивный комплекс с искусственным льдом» (микрорайон Хоззона) в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, этап – проектирование.

В 2023 году с использованием механизма концессионного соглашения введен в эксплуатацию участок дороги по проспекту Комсомольский от улицы Фёдорова до улицы И.Кайдалова протяженностью 0,401 км. Срок действия соглашения – 6 лет, из которых 1 год – создание объекта, 5 лет –  эксплуатация. Это первое в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре концессионное соглашение о финансировании, создании и эксплуатации автомобильной дороги.

Участок дороги обеспечил транспортную доступность, а также комфортное проживание жителей микрорайонов. Помимо строительства дорожного полотна, предусмотрена реконструкция действующих инженерных сетей, в том числе сетей электроснабжения, ливневой канализации, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей связи, а также элементы обустройства автомобильной дороги, в частности, остановочные павильоны, светофоры, дорожные знаки.

Продолжается реализация проекта по реконструкции здания городского рынка.

Инвестиционная емкость проекта – более 200 млн. рублей. Срок реализации – 2025 год.

В настоящее время инвестором завершается стадия проектирования. Проводятся мероприятия по улучшению внешнего вида здания (размещены навигационные баннеры в торговом зале, на фасаде, осуществлена замена перил), привлечению посетителей городского рынка, продвижению в социальных сетях, промоакции. Деятельность арендаторов городского рынка осуществляется в прежнем режиме.

В декабре 2023 года заключено первое концессионное соглашение в сфере благоустройства.

28 декабря заключено концессионное соглашение в отношении объектов наружного освещения с обществом с ограниченной ответственностью «Сургутские городские электрические сети». Срок концессионного соглашения – 20 лет.

В рамках соглашения планируется осуществить строительство линий наружного освещения протяженностью около 50 километров, модернизации подлежит порядка 5 тысяч светильников.

Объем расходов инвестора на инвестиционной стадии составит порядка 650 млн. рублей, реализация инвестиционных мероприятий запланирована в 2024 году.

Реализация проекта позволит внедрить в производственный цикл деятельности новейшее оборудование с целью повышения энергосбережения и усовершенствованные светодиодные светильники сроком полезного использования не менее 20 лет.

По-прежнему в приоритете остается поддержка малого и среднего бизнеса.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» продолжена реализация региональных проектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Общий бюджет реализации мероприятий в рамках региональных проектов составил 45,4 млн. рублей.

Предоставлено 299 субсидий, в том числе социальным предприятиям, субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые виды деятельности (производственные, инновационные компании, субъекты креативных индустрий, туристического сектора), производственным компаниям. Также финансовая поддержка предоставлялась физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

При предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства применялся «пакетный подход» предусматривающий подачу единого пакета документов от заявителя по всем подходящим направлениям поддержки и установление предельного размера субсидии на одного участника отбора.

В 2023 году было принято решение об увеличении максимальной суммы субсидии, доступной к получению субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе до 800 тыс. рублей для социальных предпринимателей и до 700 тыс. рублей для предпринимателей, осуществляющих социально значимые (приоритетные) виды деятельности. Также приостановлено требование к участникам отбора об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города.

В части имущественной поддержки, в 2023 году увеличилось количество объектов имущества в перечне муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства до 76 в связи с дополнением перечня земельными участками и нежилыми помещениями, переданными в безвозмездное пользование организациям.

Все виды поддержки, предоставляемые субъектам бизнеса, позволяют создавать и успешно вести предпринимательскую деятельность на начальном этапе, развивать новые направления и масштабировать бизнес, снизить долговую нагрузку, приобрести качественное оборудование, получить квалифицированные консалтинговые услуги, пополнить оборотные средства и направить денежные средства на развитие новых проектов, повысить качество предоставляемых населению товаров и услуг, увеличить оборот, и, соответственно, объем налоговых поступлений в бюджет города
от деятельности малого и среднего бизнеса.

Администрацией города будет продолжена работа по поддержке малого и среднего бизнеса, а также самозанятых граждан.

Значительное влияние на привлечение частных инвестиций в экономику города оказывает существующая система мер, в том числе, муниципальной поддержки инвесторов. Для этих целей разработаны специальные меры поддержки, в числе которых понижающие коэффициенты для расчета  арендной платы за муниципальные земельные участки при реализации проектов на основании концессионных соглашений и соглашений муниципально-частного партнерства, понижающие коэффициенты для субъектов малого и среднего предпринимательства, понижающие коэффициенты для расчета платы за снос зеленых насаждений по сферам реализации инвестиционных проектов, полное освобождение от платы за снос зеленых насаждений при производстве работ по созданию или реконструкции объектов образования, культуры, физической культуры и спорта, отдыха и туризма, молодежной политики в рамках концессионных соглашений, соглашений о муниципально-частном партнерстве.

Также Администрацией города будет продолжена работа по возможному расширению мер поддержки инвесторов и оптимизации условий для реализации инвестиционных проектов.

В 2023 году Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь приказом Минэкономразвития России от 26.09.2023 № 672 «Об утверждении Методических рекомендаций     по организации системной работы по сопровождению инвестиционных проектов муниципальными образованиями  с учетом внедрения в субъектах Российской Федерации системы поддержки новых инвестиционных проектов («Региональный инвестиционный стандарт»)», разработан перечень минимальных требований к муниципальным образованиям автономного округа, при соответствии которым будет возможна полноценная реализация системы поддержки новых инвестиционных проектов («Регионального инвестиционного стандарта») в автономном округе, а также реализация инвестиционных проектов в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа («Муниципальный инвестиционный стандарт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).

Муниципальный инвестиционный стандарт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  утверждён, а также был рекомендован муниципальным образованиям  автономного округа к внедрению решением на совместном заседании Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по вопросам развития инвестиционной деятельности  в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 04.10.2023.

Цель внедрения муниципального инвестиционного стандарта – формирование единого подхода к сопровождению инвестиционных проектов муниципальными образованиями, создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

В качестве пилотного проекта разработан инвестиционный профиль муниципального образования в виде презентационного материала с графическим отображением статистических данных, содержащего информацию, необходимую инвестору для принятия решения о вложении инвестиций в инвестиционные проекты.

В рамках внедрения инвестиционного стандарта определен инвестиционный уполномоченный, основными обязанностями которого являются оказание содействия в реализации инвестиционных и инновационных проектов на территории города и привлечение новых инвесторов.

На инвестиционном совете при Главе города в рамках внедрения Муниципального инвестиционного стандарта в 2023 году  были рассмотрены вопросы о реализации инвестиционных проектов, создании необходимой для инвесторов инфраструктуры, об инновационном потенциале муниципального образования и об успешном внедрении муниципального инвестиционного стандарта в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Администрацией города также будет продолжена работа в данном направлении.

В 2024 году запланирован старт реализации проектов по следующим направлениям:

- Сургутский транспортно-логистический комплекс

Реализация проекта запланирована с целью развития транспортной инфраструктуры на территории города.

Срок реализации инвестиционного проекта до 2028 года.

Планируемый объем инвестиций составит более 20 млрд. рублей. Объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составит 975 млн. рублей.

Реализация инвестиционного проекта позволит создать не менее 700 новых рабочих мест.

Плановая мощность производства (объем строительства) – 300 000 кв. метров.

Заключено соглашение о сопровождении при реализации инвестиционного проекта по принципу «одного окна» в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

- Термальный лечебно-оздоровительный комплекс «Источник здоровья

Реализация проекта направленна на поддержание и развитие туристско-рекреационного потенциала города и региона.

Срок реализации инвестиционного проекта до 2028 года.

Планируемый объем инвестиций составит более 5 млрд. рублей.

Объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составит 496 млн. рублей.

Реализация инвестиционного проекта позволит создать не менее 350 новых рабочих мест.

Заключено соглашение о сопровождении при реализации инвестиционного проекта по принципу «одного окна» в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа –Югры. 

- Оптимизация и развитие производственного комплекса «НОВОТЕХ» в части капитального ремонта и восстановления грузовой техники

Реализация проекта связана со сферой экономики в области ремонта и технического обслуживания машин и оборудования в целях импортозамещения.

Срок реализации инвестиционного проекта до 2028 года.

Планируемый объем инвестиций составит более 60 млн. рублей. Реализация инвестиционного проекта позволит создать не менее 20 единиц новых рабочих мест.

- Реконструкция бывшего кинотеатра «Аврора» в рамках соглашения муниципального-частного партнерства по реконструкции и эксплуатации недвижимого имущества с сохранением исторически значимого объекта для города и адаптацию здания под современные требования.

- Реконструкция парка аттракционов в городском парке культуры и отдыха с возможным применением механизма концессионного соглашения.

В завершении следует отметить, что, как и прежде, инвестиционная политика города будет направлена на продолжение реализации мер по формированию благоприятного инвестиционного климата и неизменно Администрация города выражает готовность в развитии и укреплении взаимодействия с любыми заинтересованными лицами по ключевым вопросам инвестиционной деятельности.

     

3
1
2
0