Инвестиционное послание
Администрации города на 2022 год
Вот уже два года город работает в условиях ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Постепенная отмена карантинных мер для предприятий и населения способствуют восстановлению деловой активности.
Общий объем валового продукта города по крупным и средним организациям ожидается в размере 942 млрд. руб., по сравнению с прошлым годом – это увеличение на 44%.
В структуре валового продукта города ведущее место остается за промышленным производством (доля в совокупном объеме – 79%), доля в денежном исчислении – 741,4 млрд. руб., что по сравнению с 2020 годом выше на 55%.
На фоне восстановления потребительского спроса увеличились темпы прироста объемов потребительского рынка. По предварительным данным оборот розничной торговли составит 88,58 млрд. (к уровню 2020 года – 117%), оборот общественного питания – 4,4 млрд. руб. (147%), объем платных услуг населению – 25,3 млрд. руб. (107,8%).
Объем инвестиций в основной капитал составит около 71,85 млрд. руб. (к уровню 2020 года – 118 %).
Численность постоянного населения города составляет 395,9 тыс. человек. Общий прирост постоянного населения к уровню 2020 года – 8,7 тыс. человек или 2,2%. Положительный миграционный прирост населения оценивается на уровне 5,8 тыс. человек (по сравнению с 2020 годом -– 3,7 тыс. человек). Численность экономически активного населения составила 168,8 тыс. человек и сохранилась на уровне 2020 года, на прежнем уровне осталась и доля занятых в экономике города – 94,8%. Важным показателем рынка труда в городе является уровень зарегистрированной безработицы, за текущий год показатель существенно снизился с 4,1% (6 887 безработных) до 0,43 % (775 человек).
Приоритетные направления инвестиционной политики города.
1.Привлечение инвестиций в социальную сферу.
На территории города реализуются проекты «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» в составе регионального и национального проекта «Образование». Для обеспечения современных условий обучения детей, решения задачи по переходу всех школ города на односменный режим работы (на текущий момент 26,7% детей обучаются во вторую смену) осуществлен ряд мероприятий. В 2021 году введены в эксплуатацию новое здание лицея в микрорайоне 32, средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 33, общей мощностью – 1800 учащихся. На этапе реализации с применением механизма концессионных соглашений находится строительство ещё 5 общеобразовательных школ мощностью 6550 мест, с общим объёмом инвестиций 11,01 млрд. руб.
В рамках государственно-частного партнерства в ближайшие 3-4 года планируется создание еще 3 объектов образования в мкр. 16А, 20А и мкр. 24 мощностью 3900 мест.
В сфере дополнительного образования детей привлекаются негосударственные организации через механизм сертификата персонифицированного финансирования. Высокий спрос на получение дополнительных услуг по сертификату формирует тенденцию на расширение количества программ и увеличение количества поставщиков образовательных услуг. В 2021 году 13 организаций – поставщиков образовательных услуг реализуют на территории города 127 программ (в 2020 году – 77).
Создание условий, обеспечивающих возможность горожанам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом является одной из стратегических задач развития города. В целях повышения уровня обеспеченности спортивными сооружениями ведется работа по созданию 4 физкультурно-оздоровительных комплексов, 2 крытых ледовых арен, с объемом инвестиций более 1,5 млрд. руб.
Функционирование запланированных объектов социального значения напрямую зависит от состояния инженерной инфраструктуры города, поэтому на период 2022-2023 гг. предусмотрено проектирование/строительство инженерных сетей и подъездных путей к объектам спорта, образования, медицинским учреждениям.
Применение механизмов ГЧП для создания объектов социального назначения позволяет снизить единовременную нагрузку на бюджет и реализовывать параллельно ряд проектов, также данный способ привлечения частных инвесторов положительно влияет на развитие конкуренции и на качество оказываемых услуг.
Отлаженная система управления, нормативно-правовая база и проектный опыт по взаимодействию с инвесторами по принципу «одного окна» высоко оценены экспертами Национального центра ГЧП и ВЭБ.РФ. В этом году город Сургут стал лидером общероссийского рейтинга по уровню развития государственно-частного партнерства.
2.Развитие инновационных технологий.
В нашем городе реализуется масштабный проект по строительству научно-технологического центра. Одним из первых направлений деятельности НТЦ станут геномные исследования, для этих целей будет создан центр высоких биомедицинских технологий. Кроме того, предусмотрено строительство университета, технопарка, жилой, социальной и бизнес инфраструктуры (офисы, гостиница, ЦОД, конгрессно-выставочный центр).
Научный потенциал города, представленный сургутскими государственными университетами, составит базу для реализации проекта. Благодаря строительству НТЦ ожидается создание 5600 новых рабочих мест, включая 1600 высокопроизводительных.
НТЦ выступит в качестве единой площадки, позволяющей государственным институтам, научным, исследовательским организациям и бизнесу разрабатывать и апробировать новые технологические решения. Для реализации проекта привлечено финансирование из федерального бюджета. Приглашаются инвесторы к совместной реализации данного проекта.
3.Развитие транспортной системы и модернизация системы пассажирских перевозок города.
В рамках реализации государственной программы автономного округа «Современная транспортная система», муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на период до 2030 года» в 2021 году осуществлено строительство автомобильных дорог общей протяженностью 2 км., отремонтированы дороги протяженностью 6 км.
Реализуется первый для города контракт жизненного цикла на создание и эксплуатацию объекта «Дорога с инженерными сетями улица Усольцева на участке от улицы Есенина до Тюменского тракта» на сумму 455,01 млн. руб. Контракт предполагает в период 2020 - 2027 годов проектирование, строительство и эксплуатацию дороги длинной 0,746 километра. Планируется строительство автомобильной дороги «пр. Комсомольский от улицы Федорова до улицы Кайдалова» с применением механизма концессионного соглашения.
Подписан план мероприятий по реализации проекта и по комплексной модернизации общественного транспорта. По завершению проекта с участием проектного офиса группы ВЭБ.РФ ожидается новая маршрутная сеть муниципальных перевозок, которая позволит повысить уровень и качество транспортного обслуживания жителей общественным транспортом. Предполагается запуск современного приложения, с помощью которого пассажиры смогут отслеживать движения автобусов. Также ожидается создание единого оператора перевозок, модернизация остановочных пунктов, обновление автопарка. Проект в обязательном порядке пройдет общественные обсуждения.
4.Развитие жилищного строительства и обеспечение прав участников долевого строительства.
Для решения вопросов жилищного строительства рассматривается возможность применения механизма комплексного развития территорий. Новый закон о комплексном развитии территорий позволяет включать в проекты решений не отдельные дома, а целые территории, тем самым вовлекая их в экономическую и социальную жизнь города, уходя от точечной застройки, создавая необходимые условия для развития инфраструктуры, благоустройства города. Этот механизм рассчитан на обновление городской застройки.
Принятые в 2021 году изменения федерального и регионального законодательства, определили правовые условия для переселения граждан из многоквартирных домов, не признанных аварийными, но находящимися в ограниченно работоспособном состоянии. Комплексный подход обновления городских территорий затронет не только объекты жилого строительства, но и коммунальную инфраструктуру, благоустройство и зоны отдыха. Привлечение средств инвесторов будет способствовать сокращению сроков реализации подобных проектов.
Особое внимание уделяется решению проблем участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков.
Совместно с окружным Правительством разработан механизм решения данной проблемы, который заключается в предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам в аренду без проведения торгов.
С применением данного механизма уже завершено строительство многоэтажного жилого дома № 6 в микрорайоне 21-22, поддержку получили 77 граждан – пострадавших участников долевого строительства. Аналогичное соглашение заключено для реализации инвестиционного проекта «Многоэтажная жилая застройка микрорайона 35А г. Сургута», в рамках которого предполагается оказать поддержку еще 282 участникам долевого строительства.
5.Развитие производственной инфраструктуры.
Особое внимание уделяется развитию производственной инфраструктуры в формате индустриальных парков. Продолжается поэтапная реализация инвестиционного проекта «Индустриальный парк – Югра», создание которого осуществляется в 3 очереди строительства. Завершены 1-я и 2-ая очереди, введены в эксплуатацию контрольно-пропускной пункт, завершена реконструкция производственного цеха и построена котельная. На территории индустриального парка уже осуществляет деятельность 7 резидентов. Идут переговоры с транспортно-логистическими и заготовительно-складскими компаниями.
В период до 2030 года планируется к реализации еще один инвестиционный проект в сфере промышленности - «Строительство производственного комплекса на выпуск сортового фасонного проката мощностью 100 тыс. тонн в год», в ходе которого будет создано металлургическое производство по переработке металлолома в сортовой прокат, арматуру. Проект включен в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие промышленности и туризма».
Плановый объем инвестиций по объекту составляет более 700 млн. рублей, объем налоговых поступлений к 2030 году в бюджеты всех уровней составит 829,4 млн. рублей. Ожидается, что реализация этого инвестиционного проекта позволит создать не менее 315 новых рабочих мест.
6.Формирование комфортной городской среды
На создание комфортных условий для жителей города направлена реализация регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда.
На территории города расположено 49 парков, скверов, береговых зон общей площадью 172,5 га. В 2021 году завершены работы по благоустройству парка в микрорайоне 40 («Крылов-парк»), продолжаются работы по благоустройству общественных территорий в районе главного корпуса Сургутского государственного университета, «Экопарк за Саймой», общественных пространств в западном жилом районе, участка набережной протоки Кривуля.
Планируется благоустройство парковых зон в микрорайонах 20А, 38, 8 по ул. Республики, 75, сквера на пересечении бульвара Свободы и проспекта Ленина, набережной реки Сайма.
Запланирован к реализации проект парка культуры и отдыха в районе речного вокзала с применением механизма концессионного соглашения. Он станет отправной точкой для создания набережной реки Обь, которая протянется вдоль южной стороны города.
7.Развитие малого и среднего предпринимательства.
Для города малый и средний бизнес – значимый сектор экономики. Благодаря его развитию создаются новые рабочие места, насыщается потребительский рынок товарами и услугами, формируется конкурентная среда, обеспечивается стабильность налоговых поступлений.
Треть субъектов малого и среднего предпринимательства округа сосредоточена в городе Сургуте. Численность занятых в малом и среднем бизнесе составляет около 65 тыс. человек, из них почти 10 тысяч самозанятых граждан.
Выручка от предпринимательской деятельности малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей составила почти 241 млрд. руб., что на 5,3 % выше уровня аналогичного периода предыдущего года (228,9 млрд. руб.). Также растет и объем налоговых поступлений в бюджет города от малого и среднего бизнеса. По итогам 2021 года рост на 2,5 % (1,9 млрд. руб.).
В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» продолжается работа по комплексному развитию предпринимательства – это предоставление информационно-консультационной, образовательной, финансовой и имущественной поддержки.
Вовлечение в предпринимательскую деятельность, стимулирование развития производственной сферы, поддержка инновационных компаний и местных товаропроизводителей – приоритетные направления для развития.
Безусловно необходимо продолжать поддержку социального предпринимательства, развивать институт самозанятых, субъектов креативных индустрий и городского проекта «Сделано в Сургуте». Локальный бренд города стал узнаваемым и популярным за его пределами. ООО «Югорские традиции» впервые стало победителем в международном маркетинговом конкурсе в сфере туризма «PROбренд 2021», предприятие представлено на гастрономической карте России и планирует поставлять дикоросы в рестораны нашего округа. ООО «Мясокомбинат «Сургутский», лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» по итогам 2020 года, победило в конкурсе министерства промышленности и торговли РФ «Торговля России 2021». На федеральном уровне предприятие признали лучшей фирменной сетью местного товаропроизводителя.
Началась реализация инвестиционного проекта по реконструкции Городского рынка. Устаревший формат рынка не соответствует современным требованиям. Запланировано Центральный рынок сделать действительно местом притяжения с большим разнообразием форматов для всех жителей Сургута. Новая концепция рынка предполагает создание «современного пространства с фудкортом и сценой» с сохранением торговых площадей для предпринимателей и местных производителей продукции.
Продолжается реализация инвестиционного проекта «Русские ярмарки», включенного в государственную программу автономного округа «Развитие экономического потенциала». Горожане получат общественное пространство нового формата, объединяющее ярмарочные традиции с культурным досугом.
8.Эффективная система мер поддержки при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.
В целях создания условий для развития предпринимательских инициатив, повышения инвестиционной привлекательности, на территории города разработаны и дополнительные меры поддержки, в том числе:
- снижение размера ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, расчет налогооблагаемой базы которых проводится исходя из кадастровой стоимости;
- снижение арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства на 0,5, коэффициент при наличии заключенного концессионного соглашения или соглашения о муниципально-частном партнёрстве – 0,4;
- льготная ставка по арендной плате за земельный участок для индустриального парка;
- понижение коэффициента по восстановительной стоимости для масштабных инвестиционных проектов, а также для инвестиционных проектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Задачи Администрации города и подведомственным структурам на 2022 год:
- актуализация информации о земельных участках на инвестиционной карте города;
- поддержка проектов инновационных предприятий.
Основная цель заключается в создании условий для повышения инвестиционной привлекательности, воплощения индивидуальных предпринимательских и творческих инициатив, повышения общего комфорта проживания в Сургуте.
Решая задачи по повышению качества жизни и созданию основ для дальнейшего развития нашего города необходима большая работа по налаживанию взаимодействия и созданию благоприятного инвестиционного климата.
Выражаем готовность в развитии и укреплении взаимодействия с любыми заинтересованными лицами по ключевым вопросам инвестиционной деятельности.